Туроператор Соната-Тревел по ОАЭ США Канаде Франции Великобритании Корее Японии Ирландии Израилю Доминикане
Соната тревел
Главаняinfo@sonata-travel.com
Курс валют
$
= 28,89 грн
= 32,65 грн

Древнейшие произведения турецкого фольклора сохраняют доисламские мифы о сотворении мира и происхождении человека. Из памятников героич. эпоса наиболее значителен вобравший такие мифы цикл "Огуз-наме". Послеисламской формой огузского эпоса явился цикл, связанный с именем деде Коркуда ("Китаби деде Коркуд"). К более позднему фольклору (с 13 в.) принадлежат легендарные сказания, построенные на историч. основе. Особой славой пользуется цикл дастанов о Кёроглы. Значительноеместо занимают романтические рассказы хикяе, произведения т. н. лубочной лит-ры, сказки - волшебные, бытовые, шуточные и т. п., басни о животных, анекдоты (в т. ч. о Ходже Насреддине), пословицы, поговорки, загадки. Всегда были особенно популярны четверостишия-частушки мани, лирические песни тюркю и кошма, песни хулы ташлама.
Турки, сравнительно поздно приобщившиеся к исламу, восприняли также и мусульм. культуру. В гос-ве Сельджукидов арабский язык был языком религии и науки, а персидский - языком придворной поэзии. Первые точно датированные произведения письменной лит-ры, созданной в М. Азии на турецком языке, относятся к сер. 13 в. Первые произведения ранней тюркоязычной или т. н. староанатолийской лит-ры (сер. 13 - сер. 15 вв.) носили суфийский характер. Появились турецкие стихи, и их появление вызвало борьбу двух систем стихосложения: тюрк. нар. устной поэзии, имевшей силлабическую и силлабо-тонич. метрику, и арабо-перс. метрич. системы аруз, господствовавшей затем в турецкой поэзии шесть веков. Вместе с арузом тюрки заимствовали араб. и перс. поэ-тич. формы: месневи, касыда, газель.
Древнейшим турецким суфийским произведением считается "Книга судьбы" Ахмеда Факиха (ум. ок. 1250); его ученик Шейад Хамза создал поэму "Юсуф и Зелиха". Виднейшим представителем суфийской поэзии в М. Азии явился персо-язычный поэт, выходец из Ср. Азии Джалаледдин Руми (1207-73), у которого есть несколько стихов также и на турецком языке; его традиции продолжил и расширил его сын Султан Велед (1226-1312), стихи интересны лишь как первая точно датированная попытка создания и записи стихов на турецком языке. Суфийские стихи создавал и странствующий дервиш Юнус Эмре (кон. 13 в. -1320/21). Первое значительное произведение на турецком языке появилось в 1330. Это поэма-месневи "Книга скитальца" суфия Ашик-паши (1271- 1332). На рубеже 14-15 вв. в турецкой поэзии появляются романтические месневи, своего рода рыцарские романы в стихах, преимущественно на сюжеты из "Пятерицы" Низами Гянд-жеви: "Искандер-наме" Ахмеди (1334- 1413), "Хосров и Ширин" Юсуфа Синана Шейхи  (1371-1431) и др. Позже в турецкой поэзии наметился перелом в сторону усложнения стиля, нагромождения искусств, образов, эпитетов и сравнений, арабо-перс. лексики.
В сер. 15 в. наступает т. н. классический период развития турецкой поэзии, продолжавшийся до нач. 17 в. Бурно развивалась придворная поэзия. Поэты, которым не удавалось найти покровителя при дворе, с трудом добывали средства к существованию. Таким был Хамди Челеби (1449- 1503), автор первой "Пятерицы" на турецком языке. Позднейшие придворные поэты создавали множество вариантов своих "Пятериц"; некоторые из них, порывая с суфизмом, насыщали свои произведения эпикурейскими мотивами. Достигла высокого уровня и лирическая поэзия; особенно развивалась версификация. Мн. поэты, замыкаясь в кругу трафаретных тем панегирич., филос. и суфийской лирики, не выходили за рамки "стандартизованных" приёмов и образов, бесконечно варьировали их. Но ряд талантливых поэтов, ставивших перед собой иные художеств, и обществ, цели, стремился в рамках по-этич. традиции ср.-вековой лит-ры Бл. Востока отразить совр. им жизнь: Ахмет-паша, Неджати ,Месихи (1479-1512), поэтесса Михри Хатун (1456-1514), Махмуд Бакы (1526-1600).
С нач. 17 в. большое место в литературе заняли сатира и дидактика. Сознавая упадок Османской империи, поэты пытались увещевать знать, погрязшую в пороках, правителей канцелярий, взяточников и казнокрадов. Сатирич. произв. пользовались популярностью, но поэтов-сатириков часто ждала крутая расправа власть имущих: сатирик Омер Нефи (ок. 1572-1635) был задушен. В месневи Юсуфа Наби (1642-1712) "Хайрие" описаны лицемерие духовенства, злоупотребления судей и пашей, царившие при дворе пьянство и разврат. Для читателей из народа писал поэт Аллаэддин Сабит (1650- 1712); в поэме "Вознесение" он впервые в мусульм. литературе рассказывает в юмористич. тонах о полёте пророка Мухаммеда в семь небесных сфер. Так пробивало себе дорогу новое, противостоящее панегирич. поэзии направление в литературе. Оно оказало влияние даже на творчество типичного представителя придворной поэзии Ахмета Недима (1681-1730), создавшего новую форму шаркы в подражание турецким нар. песням.
В 18 в. оживает суфийская поэзия, особенно в творчестве Шейха Талиба (1757-99), автора поэмы "Красота и любовь". В нач. 19 в. турецкая поэзия находилась в застойном положении. Художеств, проза нового типа в турецкой литературе ещё не сложилась. Прозой писали главным образом трактаты по медицине, богословию, сочинения историографического характера и т. п. Ряд поэтов в то же время стремился приблизить поэзию к жизни, расширяя тематику стихов, насыщая их язык разговорными элементами, упрощая стиль: два мухаммаса Васыфа Эндерунлу (ум. 1824), стихи и особенно поэма "Страдания в Кешане" Иззета Моллы (1785-1829). В период Танзимата в борьбе со сторонниками феод, культуры и эпигонами классич. поэзии публицисты и писатели пропагандировали идеи бурж. просвещения, выдвигали новые задачи: обращение к реальной жизни, к человеку, обществу. Литература этого времени может быть охарактеризована как переходная от старой к новой, современной. Турецких читателей знакомили с произв. франц. писателей. Возникали новые жанры (эпистолярный, драматический), появлялись первые образцы художеств, прозы - новелла, исторический, социально-бытовой, приключенческий роман. Литература осуждала деспотические феод.-мусульм. традиции. Крупнейшие представители литературы Танзимата - Ибрахим Шинаси (1826-71), поэт, пропагандист франц. лит-ры, автор первой антиклерикальной комедии "Женитьба поэта", создатель турецкого фольклора; Намык Кемаль (1840-88), автор патриотич. пьес и первых социально-бытовых и историч. романов; Шемсеттин Сами (1850-1904), прозаик, драматург и лексикограф; Ахмед Мидхат (1844-1913), основоположник жанра новеллы. Эти писатели упрощали и реформировали турецкий лит. язык, приближая его к народному. Во 2-й пол. 19 в. выступили новаторы, решившиеся подвергнуть поэзию дальнейшей перестройке. Абдулхак Хамид Тархан (1852-1937) и Реджаизаде Экрем (1847-1913) искали и находили новые ритмы, новые решения лиричности тем, обращались к внутр. миру лирического героя. Значительноевлияние на их творчество оказала поэзия В. Гюго, А. Ламартина, А. Мюссе. Всё чаще появлялись публикации фольклора, труды по литературоведению, критич. статьи.
В кон. 70-х и в 80-е гг. 19 в. в связи с наступившей обществ, реакцией начались преследования прогрессивных деятелей (Намык Кемаль). Была установлена жестокая цензура. Всё это породило у турецких писателей мистич. и упаднические настроения. Разочарование в жизни, салонная замкнутость характерны для группы писателей, связанной с журнале "Сервети-фюнун", который сыграл большую роль в литературно-общественной  жизни страны. Вокруг журнала сложилась "новая литература"; она охотнее всего обращалась к опыту современных ей франц. писателей (Э. Золя, Г. Мопассан, бр. Гонкур), не чужда была и творчеству Стендаля и О. Бальзака. Далёкая от народа, она тем не менее не принимала деспотический уклад султанской Турции. Романтической грустью отмечены ранние стихи главы группы Тевфика Фикрета (1867-1915). В нач. 20 в. в его поэзию входят и гражд. мотивы. Поэт был смелым новатором, он обогатил турецкую поэзию, преобразовав аруз; внёс в лирику тему сочувствия страданиям простых людей. В романах и рассказах, приближающихся к произведениям европ. типа, Ха-лид Зия Ушаклыгиль (1866-1945), Мех-мет Рауф (1875-1931), Хюсейн Джахид Ялчин (1874-1957), Ахмет Хикмет (1870-1927) разрабатывали новые темы, критикуя отдельные стороны социального бытия (развращённость нравов компрадорских кругов, власть денег, тяжёлая судьба "маленького человека"). В результате нового наступления реакции в нач. 1900-х гг. литература вступает в полосу застоя.
После Младотурецкой революции 1908 в турецкой литературе происходит процесс формирования нац. реалистич. лит-ры, сопровождаемый борьбой раз л. лит. направлений. Сторонники демократизации, приближения к реальной жизни выступали за новые темы, за упрощение турецкого языка, его очищение от иностр. слов, что вело за собой отказ от старых форм и метра. В разгар споров появились "Турецкие стихи" Мехмета Эмина Юр-дакула (1869-1944), написанные слоговым размером "хедже", свойственным нар. поэзии. Это была смелая попытка освободиться от влияния старой поэзии. Однако ограниченность и реакционность тематики Мехмета Эмина (война и мифич. родина всех тюрок - Туран) отрицательно сказались на художеств, форме произведений его последователей - поэтов-пантюркистов, для к-рых характерны бедность лексики, отсутствие оригинальных образов, повторение одних и тех же мыслей, монотонный пафос. В дальнейшем в слоговое стихосложение внесли усовершенствования поэты Орхан Сейфи Орхон (1890-1972), Юсуф Зия Ортач (1895-1967), Фарук Нафиз Чамлыбель (1898-1973), Халид Фахри Озансой (1891-1971). Заслуга их была тем значительнее, что в противоположном лагере находились крупные мастера стиха Яхья Кемаль Беятлы (1884-1958) и Ахмет Хашим (1884-1933), произведшие ряд реформ в системе аруза и приспособившие его к требованиям турецкого языка. В прозе этих лет писатели-реалисты Рефик Халид Карай (1888-1965), Ака Гюндюз (1885-1958), Хюсейн Рахми Гюрпынар (1864-1944), Омер Сейфед-дин (1884-1920), впервые обратившие свои взоры на провинцию и изображающие жизнь Анатолии с позиций передового художника, стремились к конкретности, лаконичности, стилистич. выразительности, пластичности характеров. Сатирического новеллистика Омера Сейфеддина оказала сильное влияние на развитие турецкой прозы последующих десятилетий. Однако даже в его творчестве проскальзывали порой националистич. настроения; под влияние националистич. идей временно подпадали и др. писатели, напр. Халиде Эдип Адывар (1883-1964) в романе "Новый Туран" (1912), Якуб Кадри Караосманоглу (1885-1974) в романе "Последний вечер".
После 1-й мировой войны, когда Т. была оккупирована иностр. войсками, лит. жизнь почти замерла. В журналах, выходивших под двойной цензурой - оккупационних властей и султанской, печатались салонные произведения. С началом национально-освободительного движения в Анатолии происходит оживление лит. жизни. В газетах появились стихи, призывающие народ к сопротивлению иностр. оккупантам. Борьба за Анатолию, выросшая вскоре в борьбу за самостоятельность Т. вообще, привлекла к себе живые силы искусства и литературы. Ряд писателей принимал участие в национально-освободительной, войне. Но эта тема получила широкий отклик в литературе уже после установления республики (1923), когда появились романы "Убейте блудницу" (1926) Халиде Эдип, "Зелёная ночь" (1928) Решада Нури Гюнтекина (1892-1956), "Содом и Го-морра" (1928) Якуба Кадри. О событиях нац.-освободит, революции идёт речь в пьесах "Трагедия одной ночи" (1925) Решада Нури, "Голубая молния" (1933) Ака Гюндюза. В этих и мн. др. произв. звучало обличение антипатриотич. обществ, группировок; их авторов серьёзно занимала проблема будущего Турции, однако главная роль в освободит, движении отводилась героям-одиночкам, народ же был показан как безликая, пассивная масса. Но если при разработке темы нац.-освободит, борьбы между писателями не было принципиальных расхождений, то в постановке и художеств, разрешении проблем дальнейшего развития страны, в трактовке и оценке Кемалист-ской революции они проявились отчётливо. Якуб Кадри, Халиде Эдип, Мехмет Рауф и др. проповедовали идею "особого пути развития" Т., где нац. единение людей якобы стирает классовые различия, следует только поднять культурный уровень народа, провести культурную революцию в деревне. Критика шла в основном по линии осуждения реакц. традиций.
Другая группа писателей исходила из неизбежности классовой дифференциации. Их критика направлена против произвола гос. чиновников, взяточничества, безработицы, нищеты. Они отразили разочарование народа в революции, неудовлетворённость бурж. реформами. Обличит, струя в литературе 30-х гг. наиболее сильно проявилась у таких писателей, как Садри Эртем (1900-43), автор первого в турецкой литературе реалистич. социально-историч. романа "Когда останавливаются прялки" (1931), Решад Энис Айген (р. 1909) и Сабахаттин Али (1907-48) - романист, новеллист и поэт, к-рый в повести "Юсуф из Куюджака" (1937) показал рост самосознания и протеста у человека из народа, а позднее дошёл до прямого призыва к революц. борьбе  "Стеклянный дворец", 1947). Проблема судьбы личности в капиталистич. обществе звучит начиная с 30-х гг. в турецкой драматургии: "Забытый человек" (1935 ) Назыма Хикмета Рана (1902-63), "Се-льма" (1936) Мусаипзаде Джеляля (1870-1959).
Выдающимся явлением в турецкой литературе стало творчество основоположника революц. турецкой поэзии Назыма Хикмета Рана. Новая метрика стиха и новый размер, ораторская интонация, необычная рифмовка, неожиданные образы и метафоры, а главное - темы и сюжеты, считавшиеся до того "непоэтичными", сделали его признанным главой нового поэтич. направления. Впервые в его стихах прозвучал голос рабочего класса.
Накануне 2-й мировой войны в Т. всё заметнее становится влияние идеологии фашизма. Официальная турецкая печать превращается в рупор гитлеровской пропаганды. В стране активизируются всевозможные пантюркистские общества. Передовые писатели и публицисты призывают к борьбе против фашизма. С антифаш. романом "Дьявол внутри нас" (1940) выступил Сабахаттин Али. Но страх перед надвигающимися событиями приводит в смятение турецкое общество. Пессимизм, темы ухода от жизни пронизывают произведения многих писателей. И всё же в эти годы делается новая смелая попытка обновить турецкую поэзию, заставить признать прежде всего её обществ, назначение. Группа поэтов т. н. "Треножника" - Орхан Вели Канык (1914- 1950), Мелих Джевдет Андай (р. 1915) и Октай Рифат Хорозджу (р. 1914) выступают с лит. "Манифестом трёх" (кн. "Странное", 1941), где предлагают сделать героем поэзии рабочего, ремесленника; отказаться от рифмы и размера, к-рые, по их мнению, ограничивают мысль; писать общедоступным языком города и деревни о повседневных заботах человека. Призыв к "очеловечиванию" поэзии был подхвачен почти всеми представителями турецкой поэзии 40-50-х гг. Новшества, принесённые поэтами "Треножника" наряду с революцией, осуществлённой в турецкой поэзии Назымом Хик-метом, определили характер и направление всех исканий турецкой лит-ры послевоен. периода.
Появление "Записок сельского учителя" (1948) Махмуда Макала (р. 1923) и выход его книги "Наша деревня" дали толчок дальнейшему развитию т. н. крестьянской темы. Появился новый лит. персонаж - интеллигент, уехавший в деревню помочь крестьянам в борьбе с помещиками, кулаками, духовенством. Герои терпят поражение в неравной борьбе, но семена, брошенные ими, дают или дадут хорошие всходы. Таковы ситуации в романах "Жестянка" (1955) Яшара Кемаля (р. 1922); "Тёмный мир" (1951) Орхана Ханчерлиоглу (р. 1916); "Месть змей" (1959) Факира Байкурта (р. 1929) и др.
Нац.-освободит, борьба снова начинает занимать внимание турецкой писателей. Наиболее яркое отражение она находит в эпопее Назыма Хикмета "Дестан об освободительной борьбе", написанной в тюрьме в 1941-46. Этой теме поев, и романы Кемаля Тахира (1910-73) "Люди пленённого города" (1956), "Узник пленённого города" (1958) и "Уставший боец" (1965), в которыхрых показан борющийся Стамбул.
В поэзии 60-х гг. произошли существ, изменения. Если Фазыл Хюсню Дагларджа (р. 1914), Бехчет Неджатигиль (р. 1916), Бедри Рахми Эюбоглу (р. 1913), Джахид Сыткы Таранджы (1910-56), Зия Осман Саба (1910-57) и др. продолжают демократич. традиции, то поэты течения "Второе новое", которое зародилось ещё в 50-е гг. (в отличие от "Первого нового" - школы Орхана Вели Каныка), встали на путь формалистич. экспериментаторства. Это направление возглавил Ильхан Берк, проповедующий идею "бессмысленной" поэзии. Сходные явления наблюдаются и в прозе, где ряд писателей под влиянием различных модернистских течений призывает к "искусству без цели", к позиции "стороннего наблюдателя".
Зарождается т. н. "литература отчаяния" - как следствие десятилетнего пребывания у власти демократич. партии (1950-60), завершившегося гос. переворотом в 1960. События мрачного десятилетия становятся темой мн. романов, среди к-рых выделяется "Наедине с самим собой" (1975) Ведата Туркали (р. 1919). Ответственность интеллигента, необходимость найти своё место в обществ, борьбе - идейная основа ряда романов 70-х гг. Писатели молодого поколения Эрдал Оз, Бекир Йылдыз, Мех-мет Сеида развивают линию критич. реализма, ставят перед лит-рой узловые проблемы политич. и экономич. жизни страны, пишут о нелёгкой доле турецких рабочих. Новое осмысление получает также тема крестьянина, бывшая центральной в литературе 40-х гг. Перед лицом назревшей земельной реформы писатели сознают необходимость иного подхода к крест, теме, понимая, что земельный вопрос не может разрешиться путём насильственного захвата помещичьих земель, как это было в романах Яшара Кемаля, Самима Коджагёза и др. Безработица, религиозный фанатизм, невежество воспринимаются как социальное бедствие всей нации (романы Музаффера Буй-рукчу, Тарыка Дурсуна, Кемаля Биль-башара, Мухтара Кёрюкчю и др.). Произведения Азиза Несина (р. 1915), издаваемые большими тиражами и переводимые во мн. странах, в остросатирич. плане изображают обществ, условия, уродующие человека.
Активизация демократич. движения в нач. 60-х гг. создала благоприятные условия для развития драматургии. Критика чиновничества и всей бюрократич. системы Т. содержится в пьесах "Виновные" Четина Алтана (р. 1926), "Государство - это я" (1965) Реджаизаде Бильгинера (р. 1922) и др. О социальных язвах, о деятельности реакц. сил пишут Решид Эрдуран (р. 1928) - "Килограмм чести" (1958), Халдун Танер (р. 1916) - "Шабан - спаситель родины" (1967), Азиз Несин-"Карагёз и парикмахер Нонош" (1969) и др. Заметным явлением стала злободневная "Сказка об Али из Кешана" (1964) Танера - первая турецкая пьеса, написанная в духе театра Б. Брехта и одновременно в традициях нар. театра карагёз. Большой популярностью в Турции пользуются пьесы рус. и сов. драматургов.
Турецкое литературоведение имеет давние традиции (тазкире). В 19 и особенно 20 вв. турецкая лит.-критич, мысль развивается, продолжая нац. традиции и испытывая влияние европ. литературоведения: труды Мехмета Фуата Кёпрюлю (1890-1966), Агяха Сырры Левента (р. 1894), Исмаила Хабиба Севюка (1892-1954), Пертева Наили Бора-тава (р. 1907), Нуруллы Атача (1898- 1957), Сабихи Сертель (1898-1968), Тахира Алангу (1916-73), Payфа Мутлуая (р. 1925), Джевдета Кудрета Солока (р. 1907), Бехчета Неджатигиля и др.

Из направлений турецкой культуры наибольшее развитие получила литература. Наибольшей мировой известностью пользуется такой современный турецкий писатель как Яшар Кемаль (в 1997 на 49-ой международной книжной ярмарке во Франкфурте он был удостоен «Премии мира» немецкого союза писателей.

Известный писатель – представитель турецкого постмодернизма Орхан Памук, его романы переведены на 20 языков, в 1999 он был включен британской газетой «Обсервер» в список «21 лучший писатель 21-го века»; в 2003 он был удостоен дублинской премии ИМПАк-2003 за роман Меня зовут красный.

В то же время в 2005 против него было заведено уголовное дело за «очернение образа Турции» после того, как он заявил в одном из интервью, что никто, кроме него, в Турции не осмеливается говорить о том, что «в 1915 Турции были убиты 1 млн. армян и 30 тысяч курдов». Тогда в его адрес посыпались угрозы не только судебного преследования, но и физической расправы, причем для прекращения уголовного дела потребовалось вмешательство минюста Турции.

Отдел по работе с агентствами
Запросы
book@sonata-travel.com
Договора
agreement@sonata-travel.com
Колесник Ирина
agent_2@sonata-ua.com
Карась Виктория
agent_5@sonata-ua.com
Отдел Европы
Тищенко Григорий
Израиль, Италия, Португалия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Австрия
Олейник Анастасия
Турция, Португалия, Франция, Чехия, Венгрия, Болгария
Васянович Юлия
Греция, Испания
Доскач Лада
Греция, Грузия, Албания, Хорватия, Круизы
Яценко Светлана
Испания, Круизы
Азия, о-ва Индийского океана
Яценко Светлана
Япония, Индонезия, Малайзия, Таиланд
Васянович Юлия
Индонезия, Вьетнам, Маврикий
США, Карибский бассейн, Круизы
Тищенко Григорий
США
Васянович Юлия
Доминикана, Куба, Мексика
Доскач Лада
Мальдивы, Круизы